Главная » Статьи » Мои статьи |
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ
Музыкальная драматургия. 7класс
Цели: развитие нравственной гармоничной личности;
формирование музыкальной культуры;
приобщение учащихся к "золотому фонду” классической и современной музыки;
развитие музыкальных способностей – певческого голоса, ансамбля, хорового исполнения.
Оборудование урока: портрет Д.Д. Шостаковича;
фотовыставка "Осаждённый Ленинград";
запись симфонии № 7 (эпизод нашествия фашистов).
ХОД УРОКА I.
Актуализация опорных знаний учащихся Учитель задаёт вопросы учащимся о музыке. В процессе беседы выясняется сильный и слабый ученик.
– Что такое музыка?
– Перечислите фамилии композиторов? – Чем отличается опера, балет, оперетта друг от друга? – Перечислите название хоров? – Назовите ансамбли по числу исполнителей? – Самый низкий мужской голос? (Бас) – Самый высокий женский голос? (Колоратурное сопрано) – Что такое образ? – Что такое увертюра? – Перечислите жанры? – Виды музыкальных образов: лирический, драматический, эпический? – Что такое драматургия? Ответы учащихся.
II. Изучение нового материала
Учитель: Мы продолжаем работать над темой "Музыкальная драматургия”. Сегодня в классе будет звучать музыка советского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906–1975 г.).
Многоплановое и разнообразное по содержанию творчество Шостаковича стало классикой советской и мировой культуры ХХ века. Его творчество очень разнообразное. Он сочинил *оперы: "Нос”, "Игроки”, "Леди Макбет Мценского Уезда”; балеты: "Болт”, "Золотой век”, "Светлый ручей”;
*музыкальные комедии; песни; прелюдии и фуги; симфонии (их – 15).
– Одна из симфоний композитора прозвучит сегодня в классе на нашем уроке. Это – симфония № 7 "Ленинградская”.
"Седьмая симфония" – выдающийся памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 г.). Работа начата в осаждённом Ленинграде и посвящается этому городу. Симфония написана в 1941 году в декабре месяце.
Три первые части сочинены в осаждённом Ленинграде, финал закончен в г. Куйбышеве.
Премьера состоялась в Ленинграде 9 августа 1942 г. В осаждённом городе люди нашли в себе силы исполнить симфонию. В оркестре Радиокомитета осталось всего 15 человек, а нужно было не менее ста, тогда созвали всех бывших музыкантов и ёщё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом.
9 августа "Седьмую симфонию" Шостаковича сыграли в зале филармонии, дирижировал Карл Ильич Элиасберг. Слушание 1-й части симфонии № 7.
Задание перед прослушиванием: найти и записать противопоставление словам.
Противопоставления: мир созидания творчества разума – мир разрушения и жестокости;
человек – варвар; добро – зло; мир – война;
конфликт: столкновение; борьба; победа.
– Знаменитый "эпизод фашистского нашествия” – потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка советского народа с фашизмом, борьба двух миров.
Повторное слушание. – На чём основана здесь драматургия?
Ответы учащихся.
Вывод учителя: Драматургия основана на резком образном конфликте темы Родины и темы фашистского нашествия.
Чем им обязан – знаю я.
И пусть не только стих, Достойна будет жизнь моя Солдатской смерти их. Степан Щипачёв
– В минуты затишья между боями каждый солдат вспоминал своих родных и близких. Где-то тихо-тихо играла гармошка, навевая лирическую атмосферу спокойствия и тишины.
Жди меня и я вернусь
Только очень жди… Можно прослушать любую военную песню о войне (по выбору).
III. Работа над песней
1. Показ песни группы "ЛЮБЭ” "Меж высоких хлебов”.
2. Распевание. 3. Дыхательная разминка. 4. Пение с текстом. (Обратить внимание на распределение дыхания, точное выдерживание длительностей, чёткость дикции, артикуляции.) IV. Подведение итогов урока Беседа с учащимися.
V. Домашнее задание – Сопоставляя уроки литературы ("Героизм и самоотверженность в борьбе за родную землю”), изобразительноего искусства (картина В. Пророкова "У Бабьего Яра”) и музыки (симфонии №7 Д. Шостаковича), постарайтесь сформулировать общую тему: "Борьба Советского народа за свою свободу и независимость”.
| |
Просмотров: 2741 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | |
| |