Среда, 15.05.2024, 16:16
Приветствую Вас Гость | RSS
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛЕСЕНКА
Главная » Статьи » Мои статьи

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ТЕМА: Народная песня в жизни человека.
 
Цель урока: Создание условий для формирования основ музыкальной культуры на материале русского народного творчества.
 
Задачи:
1. Способствовать развитию умения воспринимать музыку и выражать своё отношение с помощью пластического дирижирования, танцевальных движений и игры на народных музыкальных инструментах.
2. Заинтересовать учащихся жанрами народной песни: колыбельная, плясовая, игровая.
3. Способствовать развитию умения определять черты жанра народной песни.
4. Продолжить формирование словаря музыкальных настроений.
5. Прививать любовь к национальной культуре, уважение к традициям своего народа.
 
1. Организационный момент.
Звучит р.н.п. «Во поле берёза стояла», дети входят в класс.
 
У: Здравствуйте, меня зовут Т. В., я учитель и сегодня проведу у вас урок музыки,
Давайте поприветствуем друг друга:
У: (поёт)Здравствуйте ребята!
Д: (поют)Здравствуйте учитель!
У: Скажите, когда вы входили в класс, какая музыка вас встречала? Знакомы ли вам слова?
Д: да, знакома, Во поле берёза р.н.п.
У: Как вы думаете, песня народная или композиторская?
Д: народная
У: А когда люди поют песни?
Д: когда трудятся, на праздниках, на концертах.
У: Правильно, песня может звучать в разных жизненных ситуациях.
Как вы думаете, что это за песня, в которой такие слова?:
Аиньки, аиньки,
Ой, вы мои заиньки.
Да и где вы бегали?
Да и что вы делали?
А мы бегали в лесу,
Били волка по носу,
Запрягали комара,
Поезжали по дрова
А пока управились –
До смерти упарились.
Аю-аю-аюшки,
Спать ложитесь заюшки,
А я печку затоплю, оладушков напеку,
На сметане, на меду,
Чтобы таяли во рту.
Д: колыбельная
У: Правильно, а когда поют колыбельную?
Д: когда укладывают спать ребёнка.
У: Молодцы! В давние времена в деревнях, в избе подвешивали к потолку КОЛЫБЕЛЬ, мама пряла пряжу, покачивала колыбель и тихо напевала колыбельную песню. СЛАЙД - русская изба
 
У: Как вы поняли, что это колыбельная?
Д: по словам.
У: Какая будет музыка? Какое настроение у колыбельной песни?
Д: тихая, спокойная, ласковая….напевная
СЛАЙД: Звёзды и луна+4 строчки песни/
 
У: Какими движениями можно передать это настроение? Покажите.
Дети показывают покачивающие движения
У: Давайте споём и продирижируем эту колыбельную. Учитель исполняет прочитанные ранее стихи под музыку колыбельной.
Дети поют и дирижируют в характере музыки.
 
У: Как вы думаете, а сейчас колыбельные песни поют?
Д: да.
У: А вы знаете какую-нибудь колыбельную песню?
Д: да, нет…
У: А вот эту колыбельную песню вы знаете?
 
Звучит песня «СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ»
 
У: Похожи эти колыбельные? Чем они похожи?
Д: они тихие, нежные, протяжные и т.д.
У: Правильно, молодцы!
ИТОГ: Люди не забыли эти песни, а современные композиторы сочиняют колыбельные песни и сегодня , и будут сочинять.
 
У: Человек подрастает, и песня его сопровождает всю жизнь. Послушайте музыку и попробуйте определить жанр этой песни???.
 
Звучит песня «Ах, вы сени мои, сени».
 
 У: А какая музыка прозвучала?
Д: весёлая, задорная, танцевальная…….
У: Правильно, А в народном творчестве её ещё называют ПЛЯСОВАЯ
 
СЛАЙД с танцующими людьми.
 
У: Что бы вы хотели делать под эту музыку?
Д: танцевать….
У: Какие могут быть движения? Покажите.
Дети показывают свои движения.
У: А теперь попробуем под музыку все вместе.
 
Звучит песня «Ах вы сени, мои сени»
 
У: Молодцы! Садитесь на места.
У: Давайте сделаем плясовую песню ещё веселее и интереснее. Мы сейчас плясовую песню сыграем на народных муз. инструментах, а гости нам помогут.
 
У: Ребята, а что это?( Учитель достаёт ложки.)
Д: ложки
У: А как на них играют? Как их надо держать?
Если ребёнок, то показ игры с ребёнком или сам учитель показывает, как правильно держать и ударять ложкой об ложку.
 
У: А это что? (учитель достаёт трещотку) А на ней как играют? (Учитель показывает как играют на трещотках)
 
Разучивание оркестровой партитуры: ЛОЖКИ: 2 удара, ТРЕЩЁТКИ: 1 удар (после ложек)
 
У: А теперь давайте вместе. Под муз. сопровождение учителя дети играют один куплет на инструментах и подпевают.
У: Здорово у нас получилось!!! Стала песня веселее?
Д: Да!
У: Мы сегодня слушали, пели, танцевали, играли на инструментах народные песни. Вспомните, какие это были песни?
Д: колыбельная, плясовая.
 
У: А вы знаете, есть такие народные песни:
 - СЛАЙД «Хоровод – игра».
 
У: Как вы думаете, что это за песни? Что можно делать под эти песни?
Д: играть, водить хоровод
У: А знаете, откуда произошло слово ХОРОВОД?
Во время праздников наши предки водили хоровод, пели песни богу солнца Хорсу, отсюда и название – хоровод.
 
У: На что похож хоровод?
Д: на солнце…
У: Сейчас зима, а мы можем встать в хоровод, как наши предки и помочь солнцу набраться сил перед весной и летом.
 
Игра «Кострома»
 
Ведущий стоит в центре круга отвечает на вопросы играющих и задаёт движение. Играющие идут по кругу показывая движение.
Игра построена и пении:
ВСЕ: - Ах, свет ты моя, Кострома.
       - Свет-государыня моя.
        - Дома Кострома? В
ЕДУЩИЙ: - Дома.
ВСЕ: - А что делаешь?
ВЕДУЩИЙ: - На балалайке играю! (варианты: на дудочке играю, полы подметаю, спать легла, проснулась и всех поймаю)
 
У: Понравилась игра?
Д: Да
У: Запомнили, как играть?
Д: Да
У: На перемене будете в неё играть?
Д: Да
 
У: А сейчас посмотрю, действительно ли вы запомнили жанры народной песни. А о каких жанрах нар.песни мы сегодня говорили?
Д: колыбельная, плясовая, игровая (хороводная)
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД с жанрами и словарь настроений
 
У: Послушайте муз. фрагменты и определите жанр народной песни. Под стульчиком лежат карточки, возьмите их и
У: если услышите колыбельную, то - Какого цвета вы поднимите карточку?
Д: голубого
У: если услышите плясовую, то какого цвета?
Д: зелёного
У: если услышите игровую, то какого цвета?
Д: розовый (красный)
У: Готовы?
Д: Да!
 
Проводится «Угадай-ка!»
 У: Молодцы! Вам понравились народные песни?
Д: Да
А хотите рассказать о них своим друзьям, знакомым?
Д: Да
А как вы это сделаете?
Д: Расскажем
У: А если они далеко?
Д: Позвоним
У: А ещё как можно? А мы можем в Интернете выложить рекламу народной песни?
Д: Да
У: Давайте вместе сочиним рекламу народной песни: РЕКЛАМУ-ЧАСТУШКУ?
Ну, например, я начну, а вы продолжайте:
У: Мы весёлые ребята, любим петь и……
Д: Танцевать!
У: Приглашаем вас сегодня, будем песни….
Д: Распевать!
У:МОЛОДЦЫ! Может дома кто-то из вас ещё сочинит частушки. А у мам, пап, бабушек и дедушек спросите, в какие игры играли они?
 У: Спасибо большое за участие, вы все молодцы, до свидания!
 
Звучит песня «Кострома» в исполнении гр. «Ив. Купала» - дети выходят из класса.
Категория: Мои статьи | Добавил: Fomichyova (13.02.2012)
Просмотров: 2067 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
КАЛЕНДАРЬ
Категории раздела
Мои статьи [6]
Наш опрос
Нравится ли Вам урок музыки?
Всего ответов: 79
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz